Ян Баптист ван Гельмонт
(1579 - 1644)
Голландский естествоиспытатель, один из представителей
ятрохимии.
Ван Гельмонт родился в Брюсселе в 1579 г. в аристократической семье. В Католическом университете Лувена он получил теологическое и
медицинское образование и, в частности, изучал «каббалу». Сделавшись врачом и
тщательно изучив сочинения Парацельса и других ятрохимиков,
Ван-Гельмонт отправился в десятилетнее путешествие по Европе для
усовершенствования своих знаний в медицине. Он посетил Альпы, Швейцарию,
Испанию, Францию и Англию и в 1609 г. получил степень доктора медицины. Затем поселился в Вилворде близ Брюсселя и до конца жизни занимался
исследованиями в своей собственной домашней лаборатории.
Ван-Гельмонту принадлежит много сочинений. Главные из
них были опубликованы его сыном Франциском-Меркурием лишь после смерти ученого
в 1646 г., а позднее, в 1682 г., было издано полное собрание сочинений Ван-Гельмонта («Opera omnia»).
Гельмонт однажды испытал кратковременное душевное
расстройство: делая опыты с дигиталисом, он наглотался этого вещества, после
чего у него вскоре появилась нелепая мысль — demens idea, — будто он не может
думать головой, и все умственные способности его опустились в желудок.
Лечение психозов по Гельмонту должно состоять в
неожиданном погружении больного в воду (при чем не следует — из опасения, что
больной утонет — слишком рано вытаскивать его из воды!). Для иллюстрации он
приводит пример некоего столяра в Антверпене, который бросился в озеро, после
чего поправился.
Гельмонт полагал, что в пищеварении решающую роль
играет кислота желудочного сока, и поэтому предлагал лечить щелочами болезни,
вызываемые избытком кислот в желудке.
Однажды он вступил в конфликт с церковью, подвергнув
сомнению распространенное поверье о том, что рану можно вылечить, врачуя
нанесшее ее оружие.
Непоколебимая вера в лечебную силу медикаментов
привели его к сильным конфликтам, так как он не признавал лечебной силы
религии. Ван Гельмонт провел два года в тюрьме и был оправдан только посмертно.
Ван Гельмонт одним из первых стал использовать нитрат
серебра (ляпис) для прижигания ран, воспалений и бородавок.
Ван Гельмонт впервые провёл экспериментальные
исследования процесса питания растений, которые стали основой для т. н.
водной теории питания растений. Вырастив ветку ивы в бочке, он установил, что
почти 40-кратное увеличение её в весе за 5 лет не сопровождалось сколько-нибудь
значительным уменьшением веса земли. Несмотря на ошибочность, эта теория,
рассматривавшая жизнь растений как процесс, происходящий только под влиянием
материальных сил, нанесла удар религиозно-идеалистическому мировоззрению.
Ввёл в химию термин «газ». В 1620 г., сжигая 62 фунта угля, он получил только один фунт золы, из чего сделал вывод, что остальные 61 фунт превратились в так называемый «лесной дух». «Этот лесной дух, неизвестный до сих пор, – писал
Гельмонт, – нельзя собрать ни в какой сосуд и нельзя сделать видимым телом. Я
называю его новым именем – газ». Голландскому ученому было известно, что
«лесной дух» выделяется при горении древесного угля или дерева, образуется при
брожении вина, а также при действии кислот на известняк и поташ. Однако состав
открытого газа Гельмонт не знал.
В ряде вопросов стоял на позициях алхимии, считая,
например, возможным превращение неблагородных металлов (ртути, свинца
и др.) в золото при помощи т. н. философского камня.
Гельмонт придерживался виталистических представлений о
том, что жизненные процессы якобы регулируются особыми «духами жизни»
(«археями»).
По его учению, особые жизненные начала, археи,
управляют телом при посредстве ферментов; каждая часть тела имеет своего архея,
и эти мелкие археи зависят от главного; выше архея стоит чувственная душа;
мелкие археи действуют при посредстве особых невесомых жидкостей — бласов,
чувствующей, двигающей и изменяющей. Пока архей находится в естественном
состоянии, часть тела или весь организм здоровы, но если архей устрашен —
обнаруживается болезнь. Чтобы излечить болезнь — следует успокоить архея,
укрепить его, назначая различные лекарства: ртуть, сурьму, опий, вино;
проносные даются с осторожностью; кровопускания совершенно изгоняются, ибо они
ослабляют больного.
Все эти замечательные открытия, так же как и
стремление объяснить химические явления с новых точек зрения, уживались в
произведениях Ван-Гельмонта с совершенно реакционными представлениями и
утверждениями. Будучи склонен к мистике, Ван-Гельмонт верил в духов, нимф,
сильфид и пр., которые, по его мнению, играли важную роль в жизненных процессах
и явлениях. Он верил также в «самозарождение» и утверждал, например, что если в
кадку с мукой положить грязную рубаху, то в ней сами собой зарождаются мыши.